1986 год, фотография из личного архива ликвидатора аварии на ЧАЭС, военнослужащего инженерных войск ,Стифорова Г.Л. |
Тридцать шесть лет назад 26 апреля 1986 г. весь мир "вздрогнул" от взрыва энергоблока, прозвучавшего на Чернобыльской АЭС. Радиационная пыль протянулась "хвостом" через территорию Украины, Белоруссии, 14 областей России и накрыла часть территории Западной Европы.
Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.
Город стороителей ЧАЭС- Припять.
При́пять (укр. Прип'ять) —город областного значения в Киевской области Украины, на берегу реки Припять. Основан 4 февраля 1970 года.
Главным поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе Чернобыльской атомной электростанции, градообразующего предприятия, которое и дало Припяти почетное звание города атомщиков. Таким образом, Припять стал девятым в Советском Союзе атомоградом.
Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 составляло: — 49,4 тыс. человек, в том числе 15 406 детей (из них 7176 школьников) и 16 562 женщин. В городе было 160 домов на 13 414 квартир, 18 общежитий для холостяков на 7621 место, 8 семейных общежитий и домов гостиничного типа на 1206 комнат. Население города было эвакуировано 27 апреля 1986 года.
Ночь 26 апреля, сразу же после взрыва реактор излучал от 3000 до 30 000 рентген в час (а смертельная доза – 500 рентген в час). Мощность выбросов превысила две сотни атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки, вместе взятых. Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму по степени загрязнения среды обитания цезием-137 – наиболее долгоживущим радиоактивным элементом.
Возникший пожар продолжался в течение 10 дней. В окружающую среду был выброшен большой объём радиоактивных веществ. Для прекращения выброса очаг аварии с помощью военных вертолётов забрасывали мешками с защитной смесью. Ежедневно взлетало по 20-30 вертолётов, каждый совершал по 20 заходов.
Одной из важнейших задач ликвидации последствий аварии была изоляция разрушенного реактора и предотвращение поступлений радиоактивных веществ в окружающую среду. Первым этапом её решения было сооружение укрытия, которое назвали саркофаг, а затем и защитную «Арку».
В наше время в России уже более 30 лет действует организационная и сплоченная общественная сила-Союз «Чернобыль» России-организация граждан, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской и других радиационных аварий.От Новоаннинского района в помощи ликвидаторам аварии отправились 75 человек, одним из них стал наш горожанин , вертолетчик Иван Иванович Зубрев.
Пройдя тяжести военного Афганистана ,судьба готовила для него новые, не менее опасные испытания. В Чернобыле вертолетчики встретились с невидимой опасностью, с радиацией, отправившись по приказу командования тушить неординарный пожар на электростанции. И вновь они были незаменимы в ликвидации последствий техногенной катастрофы. Только МИ-8 могли выполнить сложнейшую задачу: зависнуть над кратером, где дозиметры зашкаливали, где радиация "шуршала во весь голос" и отправлять в эпицентр взрыва бесконечные мешки с песком и битумом. Сказывалась невыносимая жара и физическое перенапряжение - труд адский Авиаполк, в котором служил» Иван Иванович, приступил к тушению радиатора атомной станции на машинах Александрийского корпуса 4 мая 1986 года. К этому времени уже было сброшено более 100 тонн груза. Но, как оказалось, для аварийного блока - это капля в море. Удалось наладить схему маршрутов, таким образом, что экипажи выходили на цель непрерывным потоком Винтокрылая машина, пилотируемая Иваном Ивановичем Зубревым, десятки раз прошла над реактором, изрыгавшим смерть, Однако вскоре произошел не прогнозируемый рост температуры на аварийном объекте. Ученые, посовещавшись, решили предпринять свинцовую атаку. Свинец везли отовсюду, опустели склады, даже охотничья дробь была направлена на обуздание взбунтовавшейся энергии.
Вскоре радиационная разведка сообщила: величина уровня заражения при подлете к реактору на 200-метровой высоте находится в пределах 40-60 рентген. О полной ликвидации последствий техногенной катастрофы речь уже не шла, но все, же это была победа. На полевом аэродроме в Малейках авиатехника подвергалась дезактивации, гам и по сей день ржавеют оставленные навсегда "восьмерки". Когда основная опасность миновала. нашего героя вместе с коллегами отправили в госпиталь, где их не столько лечили, сколько изучали последствия воздействия радиации на организм Военные вертолетчики в очередной раз проявили подлинное мужество и самопожертвование. Уместно вспомнить общеизвестный факт: японцы над Фукусимой боязливо выливали воду еще на подлете к реактору, быстро покидая опасную зону.
Приходя в себя после очередного испытания судьбы, Иван Иванович даже не подозревал, что вскоре он станет первым пилотом президента Уганды, находящейся в состоянии гражданской войны. В составе экипажа был борттехник, сын посла, который долгие годы жил в нашей стране, поэтому языкового барьера не существовало. Возить персону такого уровня было и почетно, и ответственно. Экзотичность, самобытность этой африканской страны не прельщала - их перечеркивали ужасающая бедность, страшные заболевания и высокая смертность. Это сейчас страна в корне изменилась за счет экспорта кофе, чая, цветов, драгоценных и цветных металлов, народ стал жить лучше. Орден Дружбы народов, к которому был представлен наш герой, он так и не получил -
Врачебная комиссия, последовавшая сразу же после возвращения в гарнизон "Калинов", постановила - летный ресурс исчерпан. Иван Иванович не верил, ведь еще не стар, на его взгляд, здоровье в норме, но вердикт врачей был неожиданным и суровым. Ему предложили должность штатного руководителя полетов. В связи с развалом Советского Союза, отказавшись присягать Украине, наш герой и вовсе попал под сокращение На родине ему предоставили жилье - дом в Староаннинском сельском поселении, который был продан, после чего семья перебралась в небольшую квартиру в центре города. Пришлось привыкать к новому жизненному ритму. Работал И. И. Зубрев в службе охраны элеватора. Здесь, в Новоаннинском, выросли дети, порадовали внуками: сын Олег и дочь Марина
Однажды, наткнувшись по одному из телеканалов на передачу, посвященную винтокрылой машине МИ-8, Иван Иванович словно ощутил в сильных руках штурвал, тепло от которого просачивалось через массивные специальные перчатки, без которых вертолётом в небе Афганистана управлять было невозможно - настолько раскалялся металл. Чувство единения с сильной техникой нельзя забыть. Если бы представилась возможность, майор И. И. Зубрев так же, как раньше, уверенно поднял бы «восьмёрку» в небо, ставшее частью его судьбы.
И.И.Зубрев
Чернобыльская зона отчуждения сегодня.
На сегодняшний день здесь трудится порядка 6000 человек, которые приехали сюда со всей территории Украины. Трудятся они посменно – 15 дней находятся в зоне, 15 дней – за ее пределами. В зону их привозит из Славутича специальная электричка. В самом Чернобыле расположены только общежития работников. Официально жить на территории зоны запрещено, хотя через год после аварии 1000 человек вернулись в свои бывшие дома, из-за этого их прозвали самоселами. Некоторые из них живут в селах даже одни. Всего на сегодняшний день самоселов осталось около 300 – средний возраст от 60 и выше, к ним ездит почтальон, раз в месяц осматривает врач, администрация зоны платит пенсию. Также на территории ЧЗО действует 130 организаций, 30 из них крупные – это сама ЧАЭС, Чернобыльлес (заведует всеми насаждениями), Чернобыльсервис (коммунальное обслуживание), Чернобыльметалл (дезактивация и утилизация металла) и другие. Имеется несколько главных объектов – это сама ЧАЭС, хранилище отработанного ядерного топлива (ХОЯТ), строящееся захоронение для ядерных отходов со всей Украины «Вектор».
Уроки Чернобыля
Уроки Чернобыля касаются разных сторон нашей жизни,один из многочисленных уроков состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Надо уметь говорить с людьми не только в праздники, но и в часы испытаний. Боязнь и малодушие перед реальностью неизбежно оборачиваются потерями. А они были. И во многом как раз потому, что люди не знали, как себя вести.
Использована литература:
- «Зарево над Припятью» В.Губарева (серия Эврика)
- Газета «Авангард» от 11 августа, 2015г. №96
- «Наперегонки со смертью:к 20 летию катастрофы на Чернобыльской АЭС:воспоминания участников ликвидации аварии/сост.В.В.Зверев,Ю.Косарев,А.Кузин.-Волгоград,2006
Интернет ресурсы: videouroki.net/razrabotki/otkrytyi-urok-chiernobyl-ekologhichieskaia-katastrofa.html; //urok.1sept.ru/articles/577693
Комментариев нет:
Отправить комментарий