115 лет назад родился один из зачинателей советской
мультипликации Владимир Григорьевич Сутеев (1903 – 1993). Один из самых любимых
детских писателей, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Когда
начинаешь вспоминать его книги и мультфильмы: «Под грибом», «Мешок яблок»,
«Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал «мяу»?», «Палочка-выручалочка», «Петя и
Красная Шапочка», «Волшебный магазин», «Когда зажигаются ёлки», сразу
вспоминается детство. С его творчеством знакомы все дети с самого раннего
возраста, именно его книги часто становятся первыми для многих малышей. Почти в
каждой семье была и есть его знаменитая, бесконечно переиздаваемая книга,
названная им «Сказки и картинки», и многие другие.
Книги и мультфильмы Сутеева вызывают восхищение и
взрослых людей, они перечитывают и пересматривают их вместе с детьми и внуками
и не устают восторгаться творчеством доброго сказочника. Мультфильмы, снятые по
его сценариям, и сейчас завоевывают сердца маленьких зрителей. Замечательные
сказки для самых маленьких читателей, к которым Сутеев сам рисовал иллюстрации,
до сих пор издаются большими тиражами во многих странах мира. Он подарил детям
радость, яркие краски и веселые истории. В чем кроется волшебный талант, которым
обладал Владимир Сутеев? Биография художника просто отвечает на этот вопрос – в
любви и доброте. Поражает история его любви, пронесённая через всю жизнь, его
верность, порядочность и благородство.
Владимир Сутеев появился на свет 5 июля 1903 года в Москве и до конца жизни прожил в этом городе, который очень любил. Григорий Осипович Сутеев, его отец, был врачом, преуспевающим дерматологом и очень разносторонним человеком. Интересовался очень многим, пел в концертах в Благородном дворянском собрании, увлекался живописью, рисовал, много читал своим детям вслух, в том числе Диккенса и Гоголя. Мать не пропускала ни одной художественной выставки, на которую приглашалась вся семья. В Сокольниках подрастали сыновья-погодки, они были неразлучны и безмерно счастливы — как бывают счастливы дети, окруженные любовью. Владимира и его младшего брата Вячеслава отец с детства приобщал к прекрасному, поощрял творческие успехи. Когда Владимиру и его брату было лет пять-шесть, отец прочёл им «Пикквикский клуб» Ч. Диккенса. Читал он им и «Вия» Гоголя. «Страшно было очень», — признавался в старости писатель. Владимир с братом любили рисовать: «Когда мы прибегали к отцу со своими картинками, он нам ставил оценки по пятибалльной системе — и двойки и единицы, и пятерки с плюсами и минусами. Мы с братом очень волновались. Рисовали и впечатления о цирке — и всякие там номера, катанье на велосипеде по канату или клоунов, рисовали дачные картинки — лес, сбор грибов. Потом, уже постарше, рисовали знакомых, как сейчас говорят, шаржи…».
В положенное время Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию. На школьные годы Сутеева пришлась революционная пора: мальчиком он пошел учиться в мужскую гимназию, а заканчивал уже советскую школу. В сложное время гражданской войны в семье часто не хватало денег, и с 14 лет Владимир зарабатывал для семьи первыми рисунками: диаграммами для выставок здравоохранения, дипломами для спортивных соревнований. Работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Тем не менее, он посчитал, что техническая профессия перспективней, и поступил на инженерно-строительный факультет Бумановского техучилища. Но через два года передумал. Для его таланта художника нашлась не менее перспективная область. Он идет учиться на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Ещё во время учёбы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме . Дебютировал в качестве аниматора в фильме «Китай в огне» (1925). Картина уникальна тем, что в ней впервые применили альбомный метод анимации — каждый момент мультика рисовался отдельно на бумаге. В 1928 году Владимир заканчивает учебу и начинает работу на кинофабрике «Межрабпомфильм». Больше всего молодого художника заинтересовала мультипликация, которая в те годы делала в СССР первые шаги.
Но и в это время Сутеев постоянно рисует для детских и подростковых периодических журналов: «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда» и других. С 1923 года он начинает иллюстрировать книги для детей. Среди самых известных его работ — иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака.
В 1931 году он выпускает первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперек», где дебютирует как постановщик.
В начале 30-х мир восторгался диснеевским Микки Маусом - его мимикой, подлинностью движений и почти человеческим характером. Именно тогда в Советском Союзе решили создать своего мультипликационного героя. Инициатором идеи и автором был Владимир Сутеев. Вместе с Львом Атамановым, который был всего на два года старше, создавал образ персонажа Кляксы, предназначенный для нескольких серий. Эти мультфильмы не сохранились. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Фёдоровича Смирнова на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ» который изучал опыт работы Уолта Диснея в Америке, затем на «Мосфильм», где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции. С 1936 года работал на киностудии «Союзмультфильм». Он стоял у истоков советской мультипликации, был, по сути, самоучкой. Учебником были работы Диснея. И появились фильмы: «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Дядя Степа», «Сказка про белого бычка», было написано восемь сценариев, которые потом превратились в занимательные произведения.
22 июня 1941 года он представляет в комитете кинематографии свою экранизацию «Мухи-Цокотухи», а через два дня отправляется на Юго-Западный фронт. Участвовал в Белорусской операции, в боях на Юго-Западном фронте. Только в 1943 году его отзывают с фронта на «Воентехфильм», где он ставит учебные фильмы .Любимую работу Сутеев продолжал даже в военные годы. Когда выдавалось свободное время, рисовал для детей — ведь детям в военное время чудеса еще нужнее, чем в мирное. В.Г.Сутеев был награждён орденом Отечественной войны II степени (1985).
После войны художник преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. Умный, благородный, скромный, даже застенчивый, с прекрасным чувством юмора, Сутеев, родившийся в 1903 г., успел вобрать в себя то хорошее, что было в Российской империи .Честь, совесть, чувство собственного достоинства — об этих качествах он знал не из книг.
Он любил жизнь. Любил вкусно поесть. Любил ходить в гости и принимать друзей у себя. И очень страдал, когда нужно было решать денежные вопросы. Дач, квартир, наград, больших денег не нажил. Последние годы обитал в однокомнатной квартирке со старой, обшарпанной мебелью. Зато рисовал много и легко. В любую минуту. На любом клочке бумаги.
В.Г.Сутеев был амбидекстром - одинаково хорошо рисовал левой и правой руками. И обеими одновременно. Это его умение приводило в восторг одноклассников младшей внучки Татьяны - художника часто просили выступить в школе с лекцией. «Например, он левой и правой рукой, зеркально, очень быстро рисовал мелом на доске одинаковых собачек, - вспоминает дочь Элеонора Сергеевна. - Дети приходили в восторг».
С 1947 года Сутеев стал работать в издательстве Детгиз. «Сутеев
осваивал способ превращения мультфильма в книжку-картинку, а это дается не
каждому художнику. С иллюстрациями Сутеева вышли книги Родари, Чуковского,
Барто, Маршака, Михалкова и других классиков детской литературы. Начал он свою
писательскую карьеру с альбома «Сто картинок», весёлых, милых, добрых. В
его книжках всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить малышу
простые жизненные истины.
Владимира Сутеева порой спрашивали, откуда взялось его
сказочное дарование. Он улыбался в ответ, говорил, что всё вышло случайно. Он
как-то подумал, что хороших книжек для детей не так много, что он мог бы
исправить эту ситуацию. И он её исправил. Книжки Владимира Сутеева стали одними
из самых продаваемых сказок в Советском Союзе. Остроумные, весёлые, добрые
книжки Сутеева знакомы детям всего мира. Книги с его сказками издавались на 50
языках мира в Норвегии, Франции, США, Мексике, Японии, Чехословакии и других
странах. Многие его нарисованные герои послужили эскизом при создании игрушек
для детей. Иллюстрации Сутеева часто используются для оформления детских садов,
детских лечебных учереждений, столовых, магазинов, детских уголков и т.д.
Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей.
Несмотря на свою писательскую карьеру, о мультипликации Владимир Григорьевич тоже не забывал. По сценариям Владимира Сутеева поставлены мультфильмы «Когда зажигаются елки» (1950), «Волшебный магазин» (1953), «Снеговик-почтовик» (1955), «Кораблик» (1956), «Петя и Красная Шапочка» (1958), «Кто сказал «мяу»?» (1962), «Кот-рыболов» (1964), «Хвосты» (1966), «Мы ищем Кляксу» (1969). И сейчас ни один канал в зимние каникулы не обходится без старенькой сказки «Когда зажигаются елки», которая современными детьми смотрится с таким же удовольствием, как теми, кто увидел ее впервые почти шестьдесят лет назад. А сколько малышей отучила бояться уколов история про Бегемота, который прививок как раз боялся, и не счесть... Сценарий мультфильма был написан Сутеевым по сказке Милоша Мацоурека. В 1967 году, на Международном Фестивале детских фильмов в Тегеране, картина получила приз Министерства просвещения Ирана. В конце 60-х он неожиданно получил международную премию за свой ранний фильм «Петя и Красная шапочка». В Карловых Варах на фестивале мультипликационных фильмов (теперь их принято называть анимационными) Сутеев тоже был удостоен награды.
Владимир Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы.
Владимир Григорьевич замечательно понимал детей. На первый взгляд его истории очень просты, но ведь с маленьким ребенком нельзя ни сюсюкать, ни перегружать его сложными понятиями. Для начала достаточно, чтобы он отличал плохое от хорошего, чтобы он переживал за то, как добрые персонажи ведут борьбу с опасными злодеями. При этом эти страшные персонажи не пугают малышей. Они показаны с юмором. Сюжеты сказок просты и незатейливы, понятны даже самым маленьким читателям. Главные герои – животные – думают, разговаривают, переживают, совершают поступки. Через эти образы писатель знакомит детей с миром взрослых людей, показывает им нормы поведения в обществе.
Сказки и рассказы Сутеева - это та «настоящая» детская литература, которая воспитывает. В сказках всегда торжествует справедливость, добро побеждает зло. Сюжет построен так, что юный читатель сам приходит к правильным выводам о том, «Что такое хорошо и что такое плохо». Дружить, помогать друзьям, трудиться, быть смелым и сообразительным - вот чему учат эти книги. Рассказы и сказки Сутеева - просто находка для педагогов и родителей, потому что они насыщены развивающими моментами, их содержание даёт возможность обсудить с ребёнком прочитанное и на его основе уточнить знания и представления ребёнка. Сказки Сутеева легко и ненавязчиво преподают малышам первые уроки доброты, любви к природе, борьбы со злом, способны объяснить малышам простые истины, показать, где правда, а где ложь.
Сказки не только развлекают маленького читателя, но также и воспитывают, развивают его внимание и догадливость. Они о дружбе и взаимопомощи, высмеивают глупость и лень. В сказках писателя нет моральных поучений, наставлений, но они содержат нравственный урок, который постепенно воспринимают и усваивают дети. В них есть сострадание и равнодушие («Под грибом», «Мешок яблок»), участие и безразличие («Под грибом», «Мешок яблок», «Елка»), тщеславие и скромность («Умелые руки»), долг и безответственность, добро и зло («Елка»), трудолюбие и лень, щедрость и алчность («Дядя Миша», «Кот‐рыболов»), мудрость и глупость («Яблоко», «Кот‐рыболов»). Писатель ставит своих героев в ситуации нравственного выбора,его сказки утверждают добро, любовь, семью, труд.
«Мешок яблок» - еще одна умная и мудрая сказка В. Сутеева. В ней дети получают уроки добра, сострадания, щедрости, ответственности, настойчивости, взаимной выручки, дружбы. Папа-заяц собрал для своей семьи мешок яблок. Еле-еле тащит его домой. А по дороге встречает разных зверей, и все просят их угостить яблоками. Никому не отказал добрый Заяц. Зато каждый из зверей сделал в ответ ему подарок. Доброе дело Зайца обернулось добром. Медведь поделился медом, бельчата – орехами, ежик – грибами, коза – овощами. Эта сказка научит маленьких детей щедрости. Поделиться конфетой или печеньем с товарищем или новой игрушкой. Это еще один этап в жизни ребенка.
Нередко сказки Сутеева представляют собой своеобразные загадки, где намёки на разгадку «прячутся» не в тексте, а в картинках. Например, внимательный ребёнок с удовольствием обнаружит на рисунках «Кто сказал «Мяу»?» прячущуюся кошку и посмеётся над озадаченным щенком. По сказке «Мышонок и Карандаш» можно научить ребенка рисовать. Там последовательно показывается, как из простых элементов (кругов, овалов, треугольников) рисуется туловище котенка. Попробуйте и убедитесь сами, как это легко. Но такая легкость к Сутееву пришла с годами.
Книги В. Г. Сутеева надо не только читать, но обязательно долго рассматривать. Это же настоящие мультфильмы. Только каждый новый кадр остановлен, и на него можно любоваться сколько угодно долго. Иллюстрации Сутеева не только украшают книги. Они еще и дополняют произведения, ведь зачастую словесных портретов в детских сказках нет – автор ограничивается двумя-тремя словами: добрая фея или хитрая лиса. А ведь представить персонаж ребенку еще очень трудно. Поэтому художник в своих рисунках выражает не только внешнее сходство героев, но и старается показать их характер. Любимыми героями художника являются зверята, поэтому Сутеев очень часто бывал на природе и наблюдал за повадками животных, которые потом переносил на бумагу. Все зверюшки имеют характер, кто добрый, а кто и не очень, но все они ярки и хороши, а главное – понятны даже самому маленькому слушателю. Все, что не договаривает, мастер рисует. «Меня всегда занимает вопрос: что думают мои персонажи? Я обязательно должен понять, как они реагируют на происходящие события. Каждый делает это по-своему — уж такой у него характер. Вживаясь в их жизнь, я и нахожу естественные и забавные выражения их «лиц», движения и ракурсы».
Всем известно о его мастерстве изображения животных, теплоте, душевности, трогательности образов. Всё это есть. Но у Сутеева особенное, характерное построение сюжета, характера поведения героев. Они постоянно активно общаются и активно действуют.Короче говоря, все эти нарисованные звери - люди серьёзные, люди
За всю жизнь Владимир Григорьевич создал не один десяток сказок, мультфильмов, рисунков. В 1968 году Владимир Григорьевич Сутеев, «советский Дисней», «русский Андерсен», талантливый сказочник и добрый волшебник написал в своей автобиографии: «Я счастлив, что посвятил свою деятельность детям». Представить себе детскую литературу и советскую мультипликацию без Сутеева сегодня невозможно — вряд ли найдется в России такой ребенок, который не знаком со снеговиком-почтовиком, не смотрел мультфильм про зайчишку с мешком яблок и не искал вместе с любопытным щенком того, кто сказал «мяу». Сказочные истории Сутеева должны быть в каждом доме, ведь это современная классика! Храните их и передавайте детям и внукам. Потому что они добрые, их герои понятны и похожи на самих читателей, зрителей, потому что персонажи – совершенно живые, потому что приключения этих персонажей всегда хорошо кончаются, а детям, как и нам, нужна добрая сказка «про меня» с хорошим концом, чтобы жить было легче. И сутеевские книжки и фильмы – именно такие. На его добрых и умных произведениях выросло и воспиталось не одно поколение людей. И в нашей современности сказки Сутеева занимают лидерские позиции на полках книжных магазинов. Ведь такие сказки – это целый кладезь знаний, которые автор ненавязчиво и в доступной форме передает малышам. Они учат всему доброму и прекрасному.
Советуем прочитать и посмотреть дошкольникам
Сказки Владимира Сутеева
«Дядя Миша», «Яблоко», «Мешок яблок», «Елка», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Под грибом», «Разные колеса», «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка»,»Цыпленок и утенок», «Кот-рыболов», «Петух и краски», «Три котенка», «Это что за птица?», «Умелые руки», «Про елки», «Мамин праздник», «Про «снегурочки» и снежинку», «Как зима кончилась»,»У всех праздник», «Как я ловил рыбу», «Мы в лесу», «Бабушкин огород», «Мы уже в школе», «Салют», «Мы - артисты», «Про Айболита и Чапкин портрет», «Терем-теремок», «Раз, два - дружно!», «Про Бегемота, который боялся прививок», «Мы ищем кляксу», «Петя и Красная Шапочка», «Петя Иванов и волшебник Тик-Так», «Волшебный магазин».
Мультфильмы по сценариям Владимира Сутеева
«Сказка про белого бычка» (1933), «Клякса в Арктике» (1934), «Колобок» (1936), «Отважный моряк» (1936), «Дед Мороз и серый волк» (1937), «Почему у носорога шкура в складках» (1938), «И мы на олимпиаду» (1940), «Муха-Цокотуха» (1941), «Веселый огород» (1947), «Когда зажигаются елки» (1950), «Зай и Чик» (1952), «Волшебный магазин» (1953), «Стрела улетает в сказку» (1954), «Снеговик-почтовик (Новогодняя сказка)» (1955) - по сказке «Елка», «Это что за птица?» (1955), «Кораблик» (1956), «Миллион в мешке» (1956), «Грибок-теремок» (1958), «Петя и Красная Шапочка» (1958), «Муха-Цокотуха» (1960), «Разные колеса» (1960), «Две сказки» (1962), «Кто сказал мяу?» (1962), «Только не сейчас» (1962), «Тараканище» (1963), «Шутки» (1963), «Светлячок № 4. Наш карандаш» (1963) по сказкам «Капризная кошка» и «Мышонок и карандаш», «Кот-рыболов» (1964), «Петух и краски» (1964), «Пастушка и трубочист» (1965), «Про бегемота, который боялся прививок» (1966), «Хвосты» (1966), «Раз, два - дружно!» (1967), «Мы ищем кляксу» (1969), «Дядя Миша» (1970), «Терем-теремок» (1971), «Мешок яблок» (1974), «Дед Мороз и серый волк» (1978), «Кто получит приз» (1979), «Пропал Петя-петушок» (1986).
Мультфильмы на основе рисунков Владимира Сутеева
«Старт» (1925), «1905-1925» (1925), «Китай в огне» (1925), «Похождения Мюнхгаузена» (1929), «Живые дома (Спор между домами)» (1928), «Дядя Степа» (1939), «Зай и Чик» (1952), «Стрела улетает в сказку» (1954).
Источники:
https://rg.ru/2016/06/30/pochemu-hudozhnik-vladimir-suteev-40-let-zhdal-da-ot-vozliublennoj.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий