пятница, 27 января 2023 г.

«Книги, от которых взрослеют!» 12+ Онлайн знакомство с автором.

Знакомство с автором (о жизни и творчестве Владислава Крапивина)

  Трудно представить мир, в котором нет книги. С именем Владислава Крапивиным связана целая эпоха не только в детской литературе, но и в жизни детей.  Для несколько поколений мальчишек и девчонок он стал и остается Вожатым, Впередсмотрящим, Учителем, Командором.

Герои произведений В. Крапивина разные: то озорные, то застенчивые, то ершистые, то добродушные, но их роднит честность и смелость, способность к поступку, благородство. Это рыцари добра Это рыцари добра и справедливости.

Книги Крапивина занимают отдельную — и к счастью, не маленькую, насчитывается 50 томов! – полку среди всех детских книг. В сущности, он и описывал идеальное детство. Герои крапивинских повестей и рассказов дружат крепко, стоят за справедливость.

Писатель замечал и рассказывал обо всем прекрасном, что родом из детства: трещинки на асфальте, на которые нельзя наступить, просьба о помощи в глазах незнакомого мальчишки, который станет лучшим другом, содранные коленки, тоска по уехавшей в командировку маме. Крапивинская идея сверхценности детства не раз подвергалась критике. Но над книгами этого самого романтичного детского писателя советского времени рыдали мальчишки, девчонки и даже взрослые. И старались быть такими же, как герои его книг, как лучшие из них.

 «Мальчик со шпагой»

История про шестиклассника Сережу Каховского, которому жизнь часто подкидывает выбор между честью и бесчестьем. Ему даже придется со шпагой в руке отстаивать целый отряд с благородным названием «Эспада».

Славка из повести «Звезды под дождем». Он по настоящему счастлив, когда встречает взрослого союзника в своей чудной  затее — превратить зонтик в звездную карту.

«Трое с площади Карронад» Славка с мамой переезжают в прекрасный город у моря (прообраз Севастополя), заводит нового друга с необычным именем Тим Сель, вступает в парусную секцию и однажды почти совершит геройский поступок…

«Голубятня на Желтой поляне»

Фантастическая трилогия, которую стоит читать в таком порядке: «Голубятня в Орехове», «Праздник лета в Старогорске» и «Мальчик и ящерка». Эти романы вновь про ребят, которые борются со злом, но теперь они живут и на Земле, и в будущем, на неизвестной Планете…

«Журавленок и молнии» Юрка Журавин по прозвищу Журка ходит в школу, играет в школьном театре и даже не подозревает, как ему пригодится письмо, написанное дедушкой: «Самое трудное знаешь, что? Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. Может случиться, что правы. Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными словами».

«Оруженосец Кашка»

Трогательная повесть  про шестиклассника Володьку Новоселова и восьмилетнего Кашку, который стал его оруженосцем на рыцарском турнире в лагере. Оказалось, что эта связь – прочнее и серьезнее, чем игра. Так зарождалась настоящая дружба, которой пришлось пройти через многие испытания.

«В глубине Великого Кристалла»

Цикл фантастических повестей, объединенных общей вселенной и перекликающимися сюжетами. Ели собираетесь читать все подряд, то лучше начать с основных книг: «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га…», «Застава на Якорном Поле», «Крик петуха», «Белый шарик матроса Вильсона».

«Дети синего фламинго» Сказочная повесть, в которой мальчик Женька Ушаков попал на остров Двид, находящийся в полном подчинении отвратительному Ящеру. Женьку и его друзей ждут много приключений, в том числе, довольно жутких, а спасет их большая умная птица…

Владислав Крапивин большую часть вдохновения черпал из работ Константина Паустовского, этот автор был примером для Крапивина, поэтому он углубленно изучал работы любимого поэта.

1960 год проходит активно, автор работает над выпуском первого рассказа и в итоге, он был напечатан в издании "Уральский следопыт". Следующие пару лет автор создает первую полноценную книгу, вышла она уже в 1962 году, и имела название "Рейс "Ориона". Её напечатало свердловское издательство.

В 1964 году случилось значимое для Владислава событие, его приняли в объединение авторов. С 1970 года автора берут работать в издание "Уральский следопыт", а затем в "Пионер", там он работал на протяжении следующих 10 лет. В 2007 году начинает заниматься с ребятами в литературной школе. В этом же году Крапивину присваивают должность профессора в университете.

В 2011 году в Тюмени открывают музей имени писателя, в котором собраны вещи окружающие его. Всего насчитывается около 200 публикаций автора. Книги были популярны за пределами родной страны, поэтому их часто переводили на разные языки.

С 2006 года автор начинает вести литературную детскую премию и сам же стал её председателем.

Главными героями рассказов были ребята начиная с совсем юного возраста и до подросткового, но общим у них было то, как они идут по жизни и смотрят на окружающий мир. Многие работы показывают опеку старших товарищей над младшими, то как они помогают преодолеть сложность взросления. Автор на страницах своих книг сделал детей главными, убрав вмешательство взрослых до минимуму. Дети стали основной работ этого автора, так как Крапивин хотел показать всю прелесть детской жизни, что не стоит спешить становится взрослыми.

У самого автора детство не сложилось из-за периода войны, именно поэтому он хотел продлить и своё детство и читателя, и конечно же радовать ребят своими произведениями.

«Я иду встречать брата» (1962)

Эта небольшая повесть — первый серьезный подход молодого писателя и журналиста к научно-фантастической штанге. С одной стороны, «Я иду встречать брата» — хардкорный сайфай в традициях эпохи, с фотонными звездолетами, далекими планетами и чередой неоднозначных решений: зажечь солнце над утопающим во льдах миром или оставить местную эволюцию идти своим чередом? Открыть человечеству правду о случившемся в межзвездной экспедиции — или солгать ради одного маленького мальчика? С другой стороны, уже по этому раннему тексту видно, насколько не по пути Крапивину с советской научной фантастикой шестидесятых, энергичной, рациональной и глубоко экстравертной, нацеленной на освоение внешних рубежей. Главное здесь не просто «на Земле», как у братьев Стругацких — главное происходит в сердце одного-единственного маленького человека, вокруг которого по сути вращается весь этот мир. Ради него зажигаются звезды, ради него совершают героические подвиги, ради него бороздят вселенную фотонные фрегаты с именами древних землепроходцев. Но даже в мире далекого коммунистического будущего, в окружении чудес техники, на берегу ласкового и теплого моря он не может избавиться от чувства экзистенциального космического одиночества — как, впрочем, и остальные персонажи этой скромной по объему, но важной для Крапивина повести.

Трилогия «В ночь большого прилива» (1970—1978)

Братья Стругацкие часто повторяли, что фантастика стоит на трех китах: Чудо-Тайна-Достоверность. В трилогии Владислава Крапивина чудес и тайн в избытке, а вот достоверность — разве что психологическая. При этом повести «Далекие горнисты» (1970), «В ночь большого прилива» (1977) и «Вечный жемчуг» (1978) можно назвать визионерскими, можно сновидческими, но реалистическими — не получится. Фабула здесь довольно условна — зато предельная эмоциональная насыщенность создает мощный эффект остранения. Главный герой, еще не старый, но уже уставший от жизни газетный журналист, альтер эго автора, словно во сне бродит по полузнакомым провинциальным городам, сражается с опереточными злодеями и чудовищами из детских кошмаров (не столько пугающими, сколько нелепыми), ныряет за вечным жемчугом с одной целью: сбросить с плеч груз прожитого, вернуться в беззаботное детство. «Сколько тебе лет?» — «Всегда тринадцать!» — это ключевой диалог трилогии, рефреном повторяющийся на страницах каждой повести. Именно в цикле «В ночь большого прилива» Крапивин впервые четко фиксирует две важные темы: во-первых, отказ от опыта в обмен на невинность, от сухого знания ради непосредственного переживания. Во-вторых, взаимопроницаемость миров, отсутствие границы между реальностями, вселенной воображения и универсумом, «данным нам в ощущениях». К обеим темам писатель еще вернется позже, и не раз — а вокруг одной из них построит здание самого долгоиграющего своего цикла «В глубине Великого Кристалла».

«Дети синего фламинго» (1981)

«Аэлиту», первую официальную советскую премию в области фантастики, учредили в Свердловске в 1980 году и впервые вручили в 1981-м. А уже два года спустя ее лауреатом стал Крапивин с повестью «Дети синего фламинго» из цикла «Летящие сказки». Куратор «Аэлиты» от ЦК ВЛКСМ явно дал маху — возможно, сыграла роль репутация Владислава Петровича как сугубо детского писателя, от которого не ждешь неприятных сюрпризов. А напрасно. Главный герой «Детей...» Женя Ушаков (как водится, мальчик-подросток: непокорные вихры, школьный ранец, ссадины на коленках) попадает на сказочный остров Двид, веками скрытый от всего мира. Обитатели острова, как рассказывают Жене приветливые аборигены в плюшевых костюмах, страдают под пятой чудовищного Ящера и ждут не дождутся отважного героя, который положит конец диктатуре проклятой рептилии. Но на самом деле все не так — у взрослых жителей Двида совсем другой фетиш: «равновесие порядка», вечная стабильность без чужеземных веяний и ненужного беспокойства. Лучше плохонький, но порядок, чем череда потрясений и перемен ради какой-то абстрактной высшей справедливости. Ради этого они готовы даже принести Ящеру ежегодную ритуальную жертву: в целом обитатели Двида люди безобидные и смирные, но раз уж так велит Традиция — куда деваться?.. Эта далеко не безобидная вариация на тему шварцевского «Дракона» впервые увидела свет на Урале, напомню, при живом еще Леониде Ильиче — может быть, подростки и не считали все смыслы, вольно или невольно заложенные автором, но взрослые не сложить два и два не могли. По сути, за семь лет до выхода фильма «Убить дракона» Крапивин проделал ровно тот же фокус, что и Григорий Горин с Марком Захаровым — только изобретательнее, тоньше и, пожалуй, изящнее.

Роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне» (1983—1985)

В 1980-х на страницах журнала «Уральский следопыт» появилось немало знаковых для советской фантастики повестей и романов, от «Дня свершений» Виктора Жилина до «Чакры Кентавра» Ольги Ларионовой. Но одним из главных открытий редакции стал роман «Голубятня на желтой поляне» в трех частях, публиковавшийся на страницах журнала с 1983 по 1985 год. Пожалуй, это самый сложный и в то же время внутренне целостный роман Владислава Крапивина — по крайней мере, если говорить о его фантастике. Здесь все увязано со всем: сверхдальние межзвездные экспедиции и мальчики-ветерки, революционная романтика и страх потери, магическое мышление и мышление рациональное. В коридорах космического корабля один из членов экипажа встречает мальчика в коротких штанишках, который за ручку выводит межзвездного скитальца на ту самую желтую поляну и дальше — в город, до боли напоминающий космодесантнику город его детства. В провинциальном Старогорске мальчишки и девчонки организуют тайное общество — и их игра постепенно перерастает в нечто куда более серьезное. Чуждый, нечеловеческий разум проводит эксперименты по созданию мыслящей Галактики — остановить его можно только разорвав кольцо времени... Все эти причудливые сюжеты Владислав Крапивин увязывает друг с другом, не оставляя никаких хлястиков, никаких неряшливо болтающихся ниток. Но главное — именно в «Голубятне...» чистый и светлый мир детей и сумрачный мир взрослых, которым правят пустоглазые манекены, впервые объявляют друг другу войну — не в символическом, а в самом прямом смысле слова. С осадой крепостей, уличными боями, расстрелом пленных, подрывом вражеских коммуникаций и прочей партизанщиной. И если у кого-то еще оставались сомнения, на чьей стороне в этом вечном противостоянии лауреат премии Ленинского комсомола Владислав Петрович Крапивин, то после «Голубятни на желтой поляне» эти сомнения развеялись без следа.

«Выстрел с монитора» (1989)

Владислав Крапивин всегда питал слабость к трилогиям и длинным «условным циклам». И к концу 1980-х дал себе волю: романом «Выстрел с монитора» начинается самая объемная его книжная серия — «В глубине Великого Кристалла». Сам по себе «Выстрел...» история вполне законченная, в некотором смысле даже герметичная. На борту неторопливого речного парохода пожилой безымянный Пассажир рассказывает юному попутчику притчу о мальчике Галлине Тукке, изгнанном из города Реттерхальма, позабытом герое былых времен, который нашел в себе в себе силы отбросить старые обиды и спасти родной город от вражеского нашествия. Но если взглянуть на роман ретроспективно, становится видно, как автор перебирает привычные инструменты и размечает будущий путь, прикидывает, что пригодится в дороге, а без чего можно обойтись. Закольцованный сюжет, литературная реконструкция легенды, заключенная в оболочку как-бы-реалистического повествования. Романтика и ностальгия по утраченному — без этого никак, это базис, краеугольный камень всей крапивинской мифологии. Пересекающиеся вселенные, иногда почти неразличимые, словно братья-близнецы, а иногда совсем не похожие друг на друга — их изобилие объяснит любые самоповторы и логические нестыковки. Мотив предательства с одной стороны и бескорыстного самопожертвования с другой — позже Крапивин четко обозначит связь этой линии с евангельским сюжетом, но в конце восьмидесятых как-то постеснялся. И если действие «Выстрела...» развивается неспешно, тягуче, в такт течению реки, то в следующих шести романах цикла Владислав Петрович покажет, насколько по-разному можно использовать эти нехитрые инструменты в разных комбинациях и сочетаниях.

Всю жизнь писавший о детях и всю жизнь посвятивший детям и отряду «Каравелла», Владислав Петрович Крапивин ушел из жизни 1 сентября 2020 года. Мы вспоминаем самые любимые его книги. Их не взяло время: они по-прежнему про стойких мальчишек, настоящую дружбу, честь, верность и взаимовыручку. 

На выставке представлены книги автора , которые находятся в фонде  абонемента и могут быть взяты для прочтения домой.Читайте произведения В.Крапивина!

https://godliteratury.ru/articles/2018/10/15/vechnyy-zhemchug-vladislava-krapivina

Источники https://dzen.ru/a/X04SS9orDEdctN8J

https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/krapivin

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий