14 марта в России празднуется День православной книги. Приобщение к духовным основам и укрепление нравственности ставились во главу угла, при рассмотрении вопроса о развитии влияния христианской проповеди через книгу на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившего 25 декабря 2009 года. В результате, было решено учредить День православной книги.
Инициаторами создания праздника выступила Белгородская и Староскольская епархия, в которой отмечали праздник еще до официального утверждения Дня, ведь роль православной книги в деле воспитания духовно-нравственных основ очень важна. В апреле 2009 года епархия выступила с инициативой приурочить День православной книги к празднованию Всемирного дня книг и авторского права, который отмечается 23 апреля.
Но в качестве даты праздника было выбрано 14 марта – день выхода в свет в 1564 году первой русской печатной книги «Апостол» Ивана Фёдорова. По старому стилю – это 1 марта, по новому – 10 марта. При этом несовпадение дат православного календаря и светского связано с тем, что по церковному летоисчислению при переводе дат со старого стиля на новый всегда прибавляется 13 дней, вне зависимости от века, когда произошло событие.
«– Не в каждой книге вы найдете хорошее содержание. Книги бывают разные. Поэтому первая и главная задача, которая стоит перед мыслящим читателем, – отобрать для себя книги полезные, те, которые помогали бы формировать убеждения, укреплять нравственное начало, приобретать профессиональные навыки, становиться образованным, умным, сильным и добрым человеком. В книгах содержится опыт предыдущих поколений, мудрость, которая была обретена до нас с вами, и очень важно приобщиться к этой мудрости, – сказал ранее о книгах Святейший и указал на важность сохранения книги и чтения печатной литературы, даже, несмотря на развитие различных современных технологий.
– Если мы перестаем читать книги, если мы только смотрим кино, видео, Интернет-ресурсы, то у нас исчезает навык создавать художественный образ в своем сознании. А это очень опасно – человек становится беднее, его творческие способности ослабевают, он становится более зависим от внешних носителей информации. Нам иногда говорят, что Интернет и видео вытеснят книгу. Если это произойдет, человечество очень пострадает, и в первую очередь от этого пострадают дети, молодежь, которые потеряют навык и способность создавать в своем сознании художественные образы, - подчеркнул патриарх Кирилл.»
Православные книги это не только жития святых и священное писание, но и личный духовный опыт священников, руководства по участию в церковных таинствах, пособия по воспитанию детей, художественные произведения, проповеди и так далее. Одним словом, православная книга — книга о добре и любви.
Буквальный перевод с греческого языка слова «православие» означает «правильное учение». Православие – направление христианства, которое исповедует основы добра, миротворчества и веротерпимости. Эти же ценности несет и православная книга. Поэтому понятие «православная книга» гораздо шире, чем просто церковная книга. В середине XX века, когда найти Библию и Евангелие было практически невозможно, если только они не сохранились в семье, как наследство бабушек и дедушек, когда богословская литература выдавалась из закрытых фондов библиотек только по особому распоряжению тем, кто писал научную работу, причем с атеистическим уклоном, роль православной литературы играла русская классика.
Ф.М. Достоевский, один из самых ярких православных писателей и мыслителей XIX века, сказавший так много страшной правды о человеке, заглянувший в темные бездны человеческой души, писал об извечной борьбе добра со злом, о страдании и покаянии, о том, как пройдя мучительным путем греха, раскаявшись и обратившись к Богу, человек разрешает «проклятые вопросы» и постигает истинный смысл жизни. Целый ряд русских религиозных философов считают себя «духовными детьми Достоевского», как заметил Н. Бердяев. «Мы хотели бы ставить и решать «метафизические вопросы» в том духе, в котором их ставил и решал Достоевский», – пишет он. А.С. Пушкин, Н.С. Лесков, создавший, по словам М. Горького, «целый иконостас праведников и святых», Б. Зайцев, Н. Шмелев – все они мыслили в категориях православия, о чем говорит все тот же Н. Бердяев: «В русской литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература … ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира».
И произведения советских писателей К. Паустовского, В. Купина, О. Николаевой, писателя-фронтовика Ю. Бондарева, и, казалось бы, совсем не православных Ч. Айтматова и Ф. Искандера, поднимают все те же вечные христианские темы и ищут духовные идеалы: свобода, нравственность, любовь, гуманизм, смысл жизни, выбор между добром и злом, место человека в этой жизни. А разве не православные писатели В. Шукшин, В. Солоухин, В. Распутин? Пусть церковь называет их произведения не православными, а душеполезными, но по сути своей, именно о православных, христианских ценностях идет в них речь. «Вникните в православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации», – писал Достоевский. Таким образом, границы между православной церковной книгой и книгой светской по сюжету, но глубоко христианской по сути, провести довольно сложно.
Ведь и «Апостол» Ивана Федорова, ко дню издания которого 1 марта (по старому стилю) 1564 года и приурочен День православной книги, был не просто богослужебной книгой, которая и сейчас используется в православных храмах, он был предназначен и для домашнего чтения, и для обучения детей.
Почему кроме давно существующего праздника Всемирного дня книг и авторского права, отмечаемого 23 апреля, потребовался еще и День православной книги? Не секрет, что книга не всегда несет «разумное, доброе, вечное». Есть книги, разрушающие личность, книги человеконенавистнические, в которых происходит подмена понятий и зло маскируется под видом добра. Таких книг становится все больше, и самое страшное, когда такая книга написана талантливым писателем. Православная книга по своему назначению должна стать оппонентом таким произведениям.
Православная литература многогранна. От легких назидательных рассказов и притч, до глубоких и сложных трудов, не обязательно богословских.
В Новоаннинской детской библиотеке ко Дню православной книги подготовлена выставка «Услышать мудрых пламенное слово».
Использованы материалы и ресурсы:
http://vokrugknig.blogspot.com/2021/03/blog-post_45.html
https://www.kp.ru/putevoditel/mirovye-religii/pravoslavie/den-pravoslavnoj-knigi/
https://ok.ru/pravdaobuk/topic/68635064142596
Комментариев нет:
Отправить комментарий